«ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ»
Том VIII , С. 93
опубликовано: 31 января 2010г.

«ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ»

[слав.   ; греч. αἰωνία ἡ μνήμη], формула торжественного поминовения.

Выражение «В. п.» возникло в эллинистическую эпоху как форма прославления того или иного выдающегося лица (живого или умершего). В визант. эпоху употреблялось в том же значении, в частности, применительно к уже почившим выдающимся церковным деятелям (напр., в Деяниях IV Вселенского Собора 451 г.: «Вечная память Кириллу!» - ДВС. Т. 2. С. 242). Как торжественное прославление почивших императоров-защитников Церкви и правосл. иерархов вошло в чин Торжества Православия (см. Православия неделя), посвященный воспоминанию восстановления иконопочитания в 843 г.

В позднейшей правосл. богослужебной традиции «В. п.» стало песнопением, заключающим собой последование панихиды по усопшим, где оно поется трижды после возглашения диакона: «                » - с поименным поминовением (если диакона нет, возглашение и «В. п.» заменяется словами: «      ») (Типикон. [Т. 1.] С. 65). Во время «В. п.» принято совершать 3 удара в колокола.

«В. п.» также указывается Требником в конце чинов отпеваний мирян и младенцев, предваряемое возглашением: «        » (Требник большой. Л. 106 об.). На практике «В. п.» поется в конце всех заупокойных последований и обычно предваряется панихидным возглашением. Особый вид «В. п.» - троекратное пение братией мон-ря слов: «          » - с прибавлением: «             » - в конце вседневной заупокойной литии (Типикон. [Т. 1.] С. 52-53).

Поскольку «В. п.» ныне воспринимается как исключительно заупокойный текст, не принято петь его в честь прославленных святых. Пение «В. п.» в последний раз и затем уже величания в честь новопрославленного святого представляют собой центральный момент торжественного богослужения в честь канонизации. Единственный пример в совр. богослужебных книгах, когда «В. п.» употребляется в более древнем значении восхваления выдающихся деятелей Церкви, как прославленных в лике святых (напр., св. равноапостольных Константина и Елены), так и неканонизированных,- это «В. п.» в чине Торжества Православия (Чин в Неделю Православия. СПб., 1869).

В богослужении католич. Церкви существует песнопение, начинающееся с похожей фразы «Покой вечный» («Requiem aeternam»), по к-рому называют последование заупокойной мессы - реквием.

А. А. Лукашевич
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АГНЕЦ в правосл. богослужении - хлеб литургический
  • АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице
  • АКСИОС часть чинопоследований диаконской, пресвитерской, епископской хиротонии
  • АНАМНЕСИС литургич. термин, обозначающий одну из частей анафоры
  • АНАФОРА центральная, евхаристическая молитва Божественной литургии, богослужебный термин
  • АНТИДОР в визант. обряде части агничной просфоры, оставшиеся после изъятия из нее св. Агнца